Основная информация
Любой уголок Парижа поражает удивительной исторической насыщенностью. Любителей Парижа классицистского, Парижа эпохи Людовиков, ждут сады Тюильри и Люксембурга.
Желающим прикоснуться к пышному Парижу Третьей империи можно посоветовать прогуляться по Большим Бульварам.
Поклонникам же Парижа средневекового прямая дорога в Латинский квартал.
Настоящие фанатики средневековой романтики не пройдут мимо Национального музея Средневековья, расположенного в самом сердце Латинского квартала - на углу бульваров Сан-Мишель и Сен-Жермен.
Давным-давно, когда Париж еще звался Лютецией и был частью гигантской Римской империи, на этом месте располагались термы, остатки которых сохранились до сих пор и составляют часть музея. Это самое крупное из уцелевших античных сооружений на территории Парижа. Сохранились до наших дней Фригидариум (зал с холодными бассейнами), Кальдариум и Тепидариум с ваннами в нишах.
Термы были построены в конце второго века, вероятнее всего при участии богатейшей тогда корпорации паризийских Речников. Об этом говорит одна необычная деталь. Колонны Фригидариума, на которых держатся своды, вместо капителей имеют скульптуры кораблей, широких и круглобоких, напоминающих тот кораблик, который много позднее стал гербом Парижа. Видно, что корабли полны панцирями, шлемами, щитами и всяким прочим оружием. А на бортах кораблей – барельефные изображения тритонов. Ни в одной античной постройке ни до того, ни после, таких капителей не бывало.
Результат раскопок, в основном завершённых в 1989 г., не вызывает сомнений, что постройка относится или ко времени царствования императора Септимия Севера (193-211), или его преемника Каракаллы (212-217).
Но термы, прослужив не дольше полстолетия, были заброшены в период нашествий варваров в III в. Исчезла мраморная облицовка залов, фресковая живопись, бронзовая мебель… По предположениям большинства археологов, эти термы составляли только часть огромного комплекса зданий, включавшего в себя и дворец римского наместника в Галлии, в котором в раннее средневековье жили первые короли династии Меровингов.
Около 1300 г. орден Бенедиктинцев, главной резиденцией которого во Франции был знаменитый монастырь Клюни в Бургундии, купил в Париже участок, на котором находились руины терм и два особняка. Тут и было построено «подворье монастыря Клюни в Париже» полуготической-полуренессансной архитектуры, напоминающее английского типа позднюю готику.
Остатки терм позднее оказались включенными в архитектурный комплекс Подворья Клюни - одного из самых интересных сооружений Ренессанса.
Позднее другой аббат Клюни, Жак д'Амбуаз, решил реконструировать парижскую резиденцию аббатов Клюни, что и было сделано между 1485 и 1500 годами.
Сохранившееся до наших дней здание - шедевр поздней, так называемой "пылающей" готики.
Гобелен "Дама с единорогом"
Открытый в 1843 г. музей Средневековья объединяет под своей крышей руины галло-римских терм и резиденцию аббатов Клюни.
Экспозиция музея включает живопись, скульптуру, в том числе совершенно особый пленительный жанр - деревянную религиозную скульптуру Средневековья, покоряющую сочетанием наивной простоты и высокого мастерства.
Множество произведений прикладного искусства - от очаровательных безделушек до великолепных иллюстрированных манускриптов и гобеленов.
Именно здесь находятся утраченные в 1792 г. и найденные в 1974 г. головы статуй царей иудейских с фасада Нотр-Дам. Жемчужина музея - прославленная серия гобеленов конца XV в. "Дама с единорогом", символически изображающая пять чувств - зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.
Перед сквером, выходящим на улицу Школ, находится памятник Монтеню.